При появлении высокосветочуствительных фотоматериалов, требующих коротких времён экспозиции, встала проблема в правильном определении экспонометрических показателей (значений выдержки и диафрагмы) при съёмке. На глаз, как это делалось раньше, определять эти параметры становилось затруднительно, а метод фотографических проб требовал много времени и фотоматериала. Кроме этого он не всегда был пригоден из-за уникальности момента съёмки. Первые приборы для определения экспонометрических показателей появились в конце 1880-х—начале 1890-х гг.: оптический экспонометр К. Герца (1888), актинометр А. Уоткинса (1890). Теоретические попытки автоматизации управления экспонированием фотоматериала относятся к рубежу 19—20 вв. В 1899 г. русский студент И. Поляков получил патент на фотоаппарат с автоматическим регулированием выдержки. В конструкции предлагалось использовать затвор в соединении с селеновым фотоэлементом. Это изобретение на много лет опередило зарубежную техническую мысль, но, к сожалению, не было использовано на практике. Основные патенты на автоматическое управление экспонированием появились в 1930-х гг. В 1938 г. в США были выпущены фотоаппараты «Кодак Супер 620» с автоматическим управлением диафрагмой. Широкое применение во 2-й половине 20 в. цветных фотоматериалов, а также черно-белых с повышенной разрешающей способностью, но меньшей фотографической широтой, обусловили необходимость массового выпуска фотоаппаратов с устройствами автоматизации управления съёмочным процессом. Выпуск такой аппаратуры был начат во 2-й половине 1950-х гг. После появления фотокамер с полуавтоматическим управлением («Агфа Силетта SL», 1956) и автоматом выдержки («Агфа Автоматик 66», 1956) были предложены конструкции, имевшие внутреннее экспонометрирование, точечное светоизмерение («Пентакс Спотматик», 1960), локальное светоизмерение («Лей-кафлекс», 1965), измерение яркости при рабочей диафрагме («Асахи Пентакс SP», 1964), система динамического контроля экспозиции TTLDM («Олимпус ОМ-2», 1969). Одним из первых универсальных объективов в фотокамерах 19 в. был мениск, представляющий собой одиночную линзу, у которой обе поверхности имели одинаковое направление кривизны (Волластон, 1812). Затем был разработан ландшафтный объектив (ахромат), состоявший из 2 склеенных между собой линз (Ш. Шевалье, 1828). Наиболее известный портретный объектив И. Петцваля (1840) представлял собой комбинацию из пары двойных ахроматических линз, относительное отверстие достигло 1:3,7. Дальнейшее совершенствование объективов (в течение почти 20 лет) сдерживалось отсутствием научно обоснованных методов расчёта. В 1865—66 гг. немецким конструктором К. Штейнгелем были разработаны 2 новых типа объектива: перископ («кругозор»), представлявший собой симметричный объектив из 2 положительных менисков, и апланат, состоявший из 2 ахроматических линз. Формулы для расчёта апланата были предложены математиком Зейделем, работы которого явились фундаментом для дальнейшего развития оптических систем. Апланат вместе с объективом И. Петцваля был основным типом объектива, использовавшегося фотографами 1870—80-х гг.
В 1893 г. англичанин Г. Тейлор разработал объектив типа триплет — несимметричный анастигмат, состоявший из 3 простых линз. Объектив широко применялся в недорогих фотоаппаратах 20 в. В 1880-х гг. немецкий химик ф. О. Шотт (1851—1935) освоил производство «нового йенского стекла» (баритовый крон, баритовый флинт, тяжёлый крон). Оно было использовано П. Рудольфом при расчёте ряда объективов, что обусловило качественный скачок в объективостроении. Предложенная П. Рудольфом схема анастигмата позволила устранить астигматизм, выпрямить поле изображения с одновременной коррекцией сферической аберрации. В 1891 г. фирмой К. Цейса по указанной схеме был выпущен объектив «Протар», в 1896 г.— «Планар». П. Рудольф в 1902 г. предложил новую конструкцию четырёхлинзового объектива «Тессар». Оригинальные конструкции зеркальных объективов и фотокамеры с отражательным зеркалом были предложены А. А. Поповицким в 1904 г. Объективы Поповицкого уменьшали потери света по сравнению с обычными линзовыми системами и исключали хроматическую аберрацию. Однако они нашли практическое применение значительно позднее.
Сообщение отредактировал Yury - 12.12.2008, 23:54
--------------------
Важно не то, какие ошибки в жизни мы совершаем - А то, какие уроки из них мы извлекаем.
|